Важным фактором, который влияет на количество жертв войны среди гражданских лиц в населенных пунктах, расположенных вблизи линии разграничения на Донбассе, является практика размещения военных подразделений непосредственно в населенных пунктах или рядом с ними, тем самым они ставят под угрозу жизнь и здоровье местных жителей. Эта практика противоречит нормам международного гуманитарного права. Об этом говорится в первом исследовании правозащитников о последствиях военного конфликта для гражданских жителей на востоке Украины – докладе «Потери гражданского населения в результате военного конфликта на востоке Украины (2014-2018 гг.)», обнародованном Харьковской правозащитной группой (ХПГ).
В своем докладе правозащитные организации обращают внимание на то, что очевидна прямая связь между размещением военных в населенных пунктах и количеством погибших и раненых среди гражданского населения. «После подписания Минских соглашений 5 сентября 2014 года началось формирование линии усиленной обороны вдоль так называемой линии разграничения, и ряд населенных пунктов оказались непосредственно на ней. Военнослужащие начали занимать пустующие дома, размещаться на промышленных объектах и строить фортификационные сооружения на территории населенных пунктов. Дистанция между укреплениями сторон вооруженного конфликта иногда может достигать нескольких сотен метров», – сказал директор ХПГ Евгений Захаров.
Отмечается, что мониторинговая группа ХПГ осуществила шесть выездов в населенные пункты Донецкой и Луганской областей, расположенных на линии разграничения: Станица Луганская, Счастье, Попасная, Первомайск, поселок Новолуганское, поселок Верхнеторецкое и другие. «Жители Станицы Луганской неоднократно выступали за вывод вооруженных подразделений за пределы населенного пункта и прямо связывают их нахождение с количеством жертв. Только за 2014 год количество погибших и раненых превысило 80 человек. К концу 2017 года количество только погибших жителей поселка превысило 60 человек. Контактная группа в Минске договорилась о начале разведения вооружений еще в 2016 году в том числе и в Станице Луганской, но это до сих пор не произошло. Больше всего жертв насчитывается в Первомайске. Еще 22 июля 2014 года миссия ОБСЕ сообщила, что в этом населенном пункте может быть 200 погибших и 400 раненых», – говорит Захаров.
«Бесспорно, подавляющее большинство ранений было получено гражданскими лицами из-за обстрелов неизбирательного характера населенных пунктов в 2014-2015 годах, что является нарушением принципов международного гуманитарного права», – отмечают правозащитники.
Правозащитники подчеркивают, что все ранения/травмы были получены гражданскими лицами во время их повседневной жизни – пребывание в своих собственных домах, или по дороге на работу, при совершении покупок, прогулке с детьми и тому подобное. «Военного положения объявлено не было, то есть не было никаких ограничений в отношении их прав и свобод. Эти люди не нарушали законодательство, не были задействованы в проведении АТО, не использовались оружие, не находились на боевых позициях солдат. Некоторые из опрошенных респондентов получили ущерб здоровью, находясь на своих рабочих местах, то есть выполняя общественно значимые обязанности», – сообщили в ХПГ.
По информации правозащитников, треть из опрошенных респондентов вследствие ранения/травмы получили статус лица с инвалидностью II и III степеней. «Нередко приобретение этого статуса сопровождается бюрократической волокитой, подготовкой большого количества справок. По словам пострадавших, в справке к акту осмотра медико-социальной экспертной комиссии в разделе "Причина инвалидности" указано "Общее заболевание"», – рассказали правозащитники.
«Необходимо акцентировать внимание на том, что в подавляющем большинстве статус инвалида предоставляется на один год с его последующим подтверждением. Это означает, что человек, получивший ранения/травмы по независящим от него причинам и для которого не предусмотрена социальная защита как для гражданской жертвы вооруженного конфликта, каждый год должен тратить свое время и нервы и проходить определенные комиссии. Ежегодно ему необходимо надеяться на продление статуса лица с инвалидностью, который дает хоть какую-то материальную компенсацию для уменьшения последствий полученной травмы», – возмущается правозащитник Евгений Захаров.