В Запорожской области зарегистрировано более 54 тыс. внутренне перемещенных лиц (ВПЛ), почти 23 тыс. из них живут в Запорожье. Ежедневно им помогают социальные работники профильного департамента облгосадминистрации. О первых попытках помочь переселенцам рассказала начальник управления социальных гарантий и государственной социальной помощи, заместитель директора Департамента социальной защиты населения Запорожской облгосадминистрации Екатерина Кривошей.
По ее словам, она очень хорошо помнит первых переселенцев. «Это был 2014 год, когда из-за взрывов и обстрелов к нам просто начали ехать люди. Они приезжали с пустыми руками, поэтому мы пытались хоть как-то их поддержать. Были случаи, когда мы плакали вместе с ними. Переселенцы уже были, а государственных программ – еще нет. Постановления Кабмина появились лишь в октябре 2014-го. До этого надо было что-то придумывать», – рассказала она.
Так, был организован свой штаб по помощи переселенцам, были созданы формы, чтобы записывать каждого, кто обращался. Чуть позже была принята областная программа по поддержке ВПЛ. По ней переселенцам, которые селились в лагерях и общежитиях, возмещали стоимость проживания за счет областного бюджета. «Мне запомнилась семья переселенцев, пришедшая не за справкой, адресной помощью и жильем, а за советом. Они хотели восстановить собственный бизнес, оставшийся у них дома, на неподконтрольной территории. Они самодостаточны, не хотели просить о помощи, а хотели жить так, как раньше. Также помню переселенку, которая приходила восстанавливать пенсионные выплаты. Переселенцам, чтобы получать пенсию, обязательно нужно иметь справку ВПЛ. Эта женщина приехала в Запорожье, когда только начались боевые действия, она прописалась здесь, устроилась на работу. Спрашивает у меня: "Почему я не могу получать пенсию, как обычная жительница Запорожья? Ведь я здесь обосновалась". И я начинаю объяснять, что такой закон, есть электронное дело, которое мы не можем получить... Она с этим конечно не согласилась, но вынуждена была делать себе справку переселенца», – вспоминает Екатерина Кривошей.
По ее мнению, в Запорожье есть и будет предвзятое отношение к переселенцам. «Потому что это прифронтовая область, которая говорит на разных языках. Здесь, как и везде, есть люди, которые не приняли изменения, произошедшие и происходящие в Украине. Не все уважают страну, в которой живут», – отметила Екатерина Кривошей.
«Социальная защита – это, прежде всего, для людей. Социальная защита – вне всякой политики. Кто бы к нам не пришел, мы должны помочь, но в рамках действующего законодательства. О результате нашей работы по поддержке переселенцев можно будет говорить тогда, когда они будут интегрированы в общество. Когда они, как обычные граждане Украины, будут социально защищены, трудоустроены и обеспечены жильем», – резюмировала Кривошей.