В Хмельницкой области зарегистрировано более 6 тыс. переселенцев, 2 тыс. из них живут в Хмельницком. Ежедневно им оказывают помощь социальные работники. О первых переселенцах из Крыма и Донбасса рассказала главный специалист отдела государственных пособий и реализации семейной политики Департамента социальной защиты населения Хмельницкой облгосадминистрации Лилия Остапишина, сообщается на сайте «Советник по вопросам ВПЛ».
По ее словам, первые переселенцы начали приезжать из Крыма в марте 2014 года. Обычно ехали к родственникам. «У нас почти не было переселенцев, которые приезжали в никуда. Но все равно на вокзале их встречали работники Государственной службы по чрезвычайным ситуациям и направляли к нам, а мы уже слушали их и пытались помочь с поиском жилья и возобновлением выплат», – говорит Остапишина.
Она рассказала, что немало горожан предлагали свои квартиры и дома для временного размещения переселенцев. «Мне хорошо запомнилась супружеская пара переселенцев из Севастополя. Женщина работала учительницей и вспоминала, как после "референдума" на заднем дворе школы администрация жгла украинские книги. Когда впоследствии начали ехать переселенцы из Донецкой и Луганской областей, было тяжело морально – они рассказывали еще более ужасные истории об обстрелах и жизни в подвалах. Мы плакали вместе с ними», – делится женщина.
Остапишина призналась, что самое трудное было пропускать сквозь себя историю каждого переселенца. А не делать этого было невозможно, людям искренне сочувствовали.
В то время соцработники не знали, как работать с переселенцами, ведь не было предыдущего опыта. В начале не было и законов, постановлений, базы переселенцев. А люди приезжали, требовали работы и жилья. В Хмельницкой области, в отличие от восточных областей, зарегистрировано немного переселенцев. Поэтому и места для их компактного проживания не строили.
Сейчас ситуация значительно лучше, но несовершенство законодательной базы до сих пор имеет место. Это касаетса, к примеру, постановления Кабинета министров Украины о проверке фактического проживания переселенцев. «Как по мне, переселенцы – заложники этой ситуации. Они были вынуждены покинуть свой дом и не могут о нем не думать. Они переживают, что дома разграбят, поэтому время от времени туда наведываются. И находятся в постоянном напряжении, что из-за этого могут остаться без выплат», – считает Лилия Остапишина.
По ее мнению, если говорить о ситуации на сегодняшний день, надо обеспечить переселенцев социальным жильем и работой с достойной заработной платой.